Emmy Magazine: Королевская битва

Дэмиан Льюис. Фото Maarten De Boer

Забудьте все, что вы знали о Генрихе VIII. Действуйте как Дэмиан Льюис — присмотритесь к новой интерпретации.

Майк Флэерти, 1 апреля 2015 года

Бывшая звезда «Родины» играет монарха в «Волчьем зале», шестисерийном мини-сериале BBC и Masterpiece, по одноименному роману Хилари Мантел и его сиквелу «Внесите тела» (2009 и 2012).

Эти книги — первые две части трилогии о главном министре Генриха, Томасе Кромвеле, и они обе завоевали букеровскую премию.
Изначально именно свежий взгляд Хилари Мантел на монарха привлек внимание Льюиса к проекту (романы адаптировал Питер Строган).

«Там были интересные сюрпризы, король во многом отличается от того, как мы привыкли его видеть — жующим куриные ножки, бесчинствующим, неистово кутящим», — говорит Льюис.

И, если исключить «небольшую подкладку» в поздних эпизодах, Генрих предстанет стройным, бодрым и молодым.

«На самом деле сапоги до бедра стали для меня облегчением, — признается актер, — так что никто не может сравнить мои костлявые цыплячьи ноги с его знаменитыми мускулистыми икрами».

Льюис говорит и еще кое о чем, противоречащим брутальной репутации Генриха: «Думаю, он любил женщин. Ему нравилась идея романтической, куртуазной любви, чтобы женщина любила его в ответ и он мог бы любить ее».

«Без романтики не обошлось, — говорит он о том, как Генрих находил себе пару. — Это не ограничивалось расчетом. И он писал любовные письма и был таким же нескладным, как любой из нас».

Неплохо узнать такое о монархе, чьи безуспешные попытки обзавестись наследником мужского пола привели к шести бракам и двум обезглавливаниям жен. Политическая и религиозная шумиха, вызванная желанием Генриха аннулировать свой брак, и последующий разрыв с католической церковью у всех на слуху.

Мантел умудряется взглянуть на это по-новому — с гуманистической, интимной, повествовательной позиции, не с точки зрения Генрих, а посредством взлета и падения юриста, государственного деятеля и виртуозного управляющего придворными делами Томаса Кромвеля.
Актер театра и кино Марк Райлэнс играет главную роль бок о бок с Льюисом — своим коллегой-британцем, в «Волчьем зале», дебютирующем на PBS 5 апреля.

Это сериал, пропитанный политическими интригами, от души приправленный аутентичными историческими костюмами и увенчанный самыми сливками британского актерского сообщества. Исполнительными продюсерами выступают Колин Каллендер и Ребекка Итон, режиссер — Питер Козмински.

Льюис видит Генриха как трагическую фигуру: «Он был человеком эпохи Ренессанса. Ему хотелось охотиться, писать стихи, учить языки и проектировать замки. Ему не хватало концентрации на деталях управления. Это значило, что люди могли просто шептать ему в ухо и сеять зерна сомнения, заговоров и политической неловкости — и он слушал».

В какой-то мере он был пешкой, продолжает Льюис. «Генрих отвечает перед своими хромосомами, а Кромвель и все прочие отвечают перед королем. Это время большой опасности для всех — когда влиятельные люди становятся заложниками ситуации, созданной не ими самими».
В Кромвеле Генрих видит союзника, по крайней мере на какое-то время, и что-то вроде наставника.

«Он ему нравится, потому что он говорит правду и он непоколебим. Кромвель современный человек. Он воплощение человека, способного сделать карьеру несмотря на низкое происхождение и занять позицию, предполагающую власть. Это американская идея на самом деле, и впервые в современной европейской истории такой человек получил право на существование».

С точки зрения Райлэнса взаимоотношение двух персонажей, по крайней мере сначала, напоминает братское: «Генрих мечется как 13- или 14-летний выпускник религиозной школы, который вдруг оказался в обычной высшей школе и от которого ожидается, что он сейчас поимеет всех чирлидерш».

О своем герое он говорит: «Чувствую, что он скорее старший брат, определенно больше путешествовавший и более опытный, чем Генрих».
Связь персонажей, разделенных поколениями, по-своему отражает взаимоотношение двух актеров. Льюис не скрывает, что он восхищается Райлэнсом. «Он завоевал репутацию великого изобретателя с оригинальным взглядом на роли, — говорит Льюис. — Он безумно впечатляющий, он такой яркий, он во многом причина, почему я решил поучаствовать в этом проекте».

Райлэнс, который, вероятно, станет открытием для телевизионной аудитории в США, имеет опыт в несколько десятилетий в театре как в Соединенном Королевстве, так и в Америке.

Его семья перебралась в США, когда ему было три года, и он провел очень важные для себя первые годы в Милуоки, прежде чем поступить в Лондонскую королевскую академию драматических искусств. С тех пор его домом стала Англия, где он был художественным руководителем театра «Глобус» в течение десятилетия, до 2005 года. Он регулярно летает через Атлантику ради бродвейских постановок, которые принесли ему три награды «Тони».

Вскоре американцы ближе познакомятся с его возможностями на киноэкране. Шон Пенн потребовал, чтобы именно Райлэнс стал его партнером в фильме The Gunman, и он также участвует в двух готовящихся фильмах Стивена Спилберга — триллере о холодной войне, у которого пока нет названия, и адаптации романа Роальда Даля «Большой и дружелюбный великан».

Изначально он был знаком с деятельностью Томас Кромвеля только поверхностно и очень благодарен Хилари Мантел за то, что она позволила так глубоко погрузиться в сущность этого сложного персонажа.

«Она дает вам огромное количество материала о том, что он думает, как он думает, как он все просчитывает и оценивает каждого человека. Было здорово узнать так много «внутренней истории» и внутренних диалогов, которые не видны на поверхности, но происходят в глубине».

О своем воспитании, которое имело место по обе стороны Атлантики, он говорит: «Когда я в Англии, я склонен отмечать в себе американский менталитет, когда я в Америке, я замечаю у себя английский менталитет. Я и участник, и свидетель, что нельзя назвать необычным состоянием при моей профессии».

Эта двойственная роль инсайдера и аутсайдера подтолкнула его к тому, чтобы сыграть, как говорит Льюис, карьериста, выскочку, или покорителя социальной лестницы Кромвеля.

Но поймут ли американцы драму о жизни в условиях монархии?

Райлэнс ссылается на грядущую президентскую гонку: «Как я слышал, брат президента Буша будет состязаться с Хилари Клинтон. Это весьма легко переходит в идею нескольких привилегированных семейств, которые швыряют в омут своих родных, а Тайный совет решает, кого из них поддержать и сделать королем — то есть, хм, президентом».

Туше.

Фото Maarten De Boer