Предисловие Дэмиана к книге Кена Ри «Выдающийся актер: семь ключей к успеху»

Дэмиан Льюис и Кен Ри на презентации книги

Я провел три года в Лондонской школе музыки и театра, обучаясь на актера. Я хотел играть профессионально, и Кен Ри был одним из моих учителей.

Я играл, еще когда был мальчиком и учился в школе. К двенадцати годам я поучаствовал в пяти постановках Гилберта и Салливана, играл и пирата, и лорда. Я получал призы; я даже играл Вестника в «Вакханках» — речь на три страницы на древнегреческом. И как-то летним днем, когда мне было одиннадцать, я стоял перед всей школой, напрочь забыв третий акт школьной пьесы. Я стоял на сцене, разинув рот, немой как рыба, и пытался всем своим видом скрыть тот факт, что мою роль озвучивала миссис Вудгейтс, прячась за пианино у стены физкультурного зала. Это была, как сказал директор, худшая премьера в истории школы. Вы могли бы подумать: этого достаточно, чтобы навсегда забросить актерскую игру…

Итак, что же такое «актерская игра»? Как это — «играть»? И почему кому-то может захотеться этим заниматься? Особенно после такого неоднозначного старта, как у меня. Это возможность покрасоваться? Для кого-то — да. Для меня десятилетнего — практически определенно. Возможность контролировать ситуацию? Может быть. Зрители в театре — пленники. Они не могут уйти. Ну, они могут, но редко это делают. В основном, как пишет Кен в своей книге, они хотят быть здесь. Они хотят слушать. Это верно и для съемочной команды, участники которой при каждом дубле становятся твоей аудиторией. Актерство — это терапия? Я лично знаю, что оно может ей быть. «Доктор театр» много раз демонстрировал свою магию. Сочетание физического действия, произнесенных слов и воображаемых мыслей может, в лучшем варианте, ощущаться как медитация. Это такая зона, в которой, выражаясь просто, крайне приятно находиться.

Кен в своей замечательной книге исследует все эти импульсы и выясняет, что они могут быть актуальны для каждого из нас в разные моменты времени. Он говорит об играх и упражнениях, которые могут раскрепостить тебя как исполнителя и дать тебе, подобно атлету, состояние готовности, чтобы ты смог завладеть моментом, когда придет время, касается ли это твоего персонажа или тебя самого.

Он говорит об энергии и об энтузиазме, о том, как можно воспитать их в себе, чтобы тебя было лучше слышно «в комнате». Он говорит о «присутствии», о той вещи, которая делает тебя волнующим. И хотя у кого-то это качество может быть врожденным, он исследует, как его можно взрастить в остальных с помощью страсти, спонтанности и преданности тому, что ты делаешь.

Итак, чем же мы занимаемся, будучи актерами?

Если истории — это механизм, с помощью которого мы лучше понимаем человеческий опыт, актеры — это рассказчики историй. Кен в своей книге заявляет, что его цель — сделать вас лучшими рассказчиками. Нет такого студента, который бы учился у Кена Ри и не мог бы убедительно изобразить, как он жестикулирует и говорит, по-наставнически заботливо: «Да-да, теплота, щедрость…» Это его ключевые слова, слова, которые находятся в центре любого его урока. Кен понимает, что актерство, рассказывание историй — это то, когда делятся опытом, акт щедрости, что-то связанное с теплотой и открытостью. И это логично. Если делиться своей историей с теплотой и щедро (да, даже если играешь негодяя), а не эгоистичным, холодным (нарциссическим) способом, кроме того, что это, очевидно, придаст вам мощи как исполнителю, в этом ведь есть и гораздо большее, не так ли? Эти истории — не только то, чем вы делитесь, это еще и дары. Что-то, что вы преподносите своим слушателям, своим зрителям. Быть одним из рассказчиков, одним из тех, кто провоцирует, бросает вызов, побуждает, образовывает и развлекает аудиторию силой своего повествования — это привилегия. И вместе с этим приходит большая ответственность. Конечно, это самое важное и самое захватывающее в том, чтобы быть актером, и Кен это так хорошо понимает. Потому что момент истинной убежденности, истинной преданности, момент, когда актер по-настоящему делится своей историей открыто и щедро — это тот момент, когда у него больше всего шансов быть великим. Свободным от напряжения, от робости, полностью «в моменте». Присутствие. Актерская «точка G».

Это замечательная книга о том, как актерам стать лучше и повысить свои шансы на успех. Если бы каждый из нас мог играть хотя бы с половиной той теплоты и щедрости, с которыми Кен учил нас в последние тридцать лет, мы бы выполнили свою ответственность как рассказчики, а зрители по всему миру получили бы истинное наслаждение.

Дэмиан Льюис
Студент в 1990-1993

Книга Кена Ри «Выдающийся актер: семь ключей к успеху» (The Outstanding Actor: Seven Keys to Success) вышла 12 марта 2015 года, с 26 марта можно приобрести ее электронную версию.